Долгое время были популярны эксперименты по созданию удачного симулирования вида от первого лица. Распространенным решением была технология, которая обеспечивала дискретное перемещение персонажа по игровому миру. Понятно, что это решение не давало возможности создать по-настоящему динамичную игру. Дело оставалось за развитием технологий и совершенствованием приёмов в программировании. И вскоре первопроходцы нового жанра пошли один за другим: Catacombs 3D, Hovertank 3D и прочие. Их объединяет то, что они поддерживали свободное перемещение по пространству игрового уровня, однако сейчас не все вспомнят об этих играх.
Так получилось, что отметиться в истории своим успехом посчастливилось студии id Software и их игре Wolfenstein 3D, которая также была избавлена от дискретной неспешности и задавала подходящий для стрелялки темп геймплея. Техническая база Wolfenstein 3D была достаточно проста и передвижение героя проходило в одной плоскости, но гений программиста (и других сотрудников из id Software), Джона Кармака, быстро развил наработки до впечатляющих результатов в виде игры DOOM. В свою очередь для остальных разработчиков в лице DOOM появился некий шаблон, по лекалам которого в дальнейшем и создавались различные стрелялки с видом от первого лица. Многие из таких шутеров к настоящему времени забыты, но есть среди них игры с интересными задумками. Пусть даже по картинке родство с DOOM очень заметно, такие игры зачастую оказываются гораздо более самобытными.
Кое-что все эти игры объединяет. В частности, любовь разработчиков к созданию локаций, напоминающих лабиринты. Много времени будет занимать не только битва с противниками, но и поиски нужных ключей, кнопок для открытия заветных дверей, иногда даже бывает решение небольших головоломок.
Студия LucasArts была известна своими приключенческими играми. Видимо, ставшие трендом, шутеры привлекли их внимание и они взялись за разработку Star Wars: Dark Forces.
Создание шутера во вселенной Star Wars — это уже хорошая идея и как-то выделяет проект среди прочих шутеров. А тем более работа, проделанная с прилежностью и подкреплённая самостоятельным сюжетом. История-то простенькая, но наличие даже такого поясняющего действия игрока оформления уже оказывается серьёзным плюсом по сравнению с минимализмом DOOM. Также разработчики постарались не просто повторить механику из DOOM, но развить игровые и технические идеи дальше. Поэтому их движок неплохо модифицировали: персонаж научился прыгать и передвигаться на корточках. Соответственно локации спроектированы так, что игроку в каких-то случаях придётся и перепрыгивать, и пролезать там, где морпех с Марса не прошагал бы во весь свой рост. Кроме того, построение локаций велось с привлечением многоуровневой планировки по вертикали. Да, и в DOOM тоже встречались всякие уступы и подъёмники наверх, но всё же локации там были больше ориентированы на обширную площадь. Поэтому в Star Wars: Dark Forces лабиринты оказываются ещё изощреннее.
Star Wars: Dark Forces отводит игроку роль Кайла Катарна — бывший имперец, теперь он ценный оперативник повстанцев. Именно события первой миссии Star Wars: Dark Forces раскрывают подробности похищения планов Звезды Смерти (знание которых позволило уничтожить эту станцию в фильме). В основу истории Star Wars: Dark Forces положено создание Империей нового оружия — тёмных штурмовиков. В течение последующих тринадцати миссий Катарн будет собирать сведения о новых планах Империи, чтобы окончательно пресечь эту угрозу.
За сюжетом можно следить по немногочисленным анимационным вставкам и читая брифинг перед очередным заданием. Собранная экипировка будет сохраняться и переходить в следующие миссии (кроме одного случая, обоснованного по сюжету). Кайл пользуется не только оружием, но и полезными гаджетами: прибором ночного видения, шипованной обувью для устойчивости на льду, и дыхательной маской, которая спасёт от ядовитых испарений.
Арсенал у Катарна внушительный, отдельно радует разнообразие возможностей каждого вида оружия — в различных обстоятельствах может быть предпочтительно использовать что-то конкретное.
Кулаки — Катарн мужик крепкий, бить как следует умеет, но против бластеров всё же долго не протянет. Тем не менее выручит, чтобы быстрее разжиться боеприпасами (если все они оказались потрачены).
Пистолет-бластер — низкий темп стрельбы, может быть полезен для экономии заряда при стрельбе по некоторым кнопкам.
Винтовка-бластер — урон как у пистолета, но гораздо выше скорострельность. Оружие, которое надолго станет спутником Катарна и к которому всегда отыщутся заряды (в том числе трофейные).
Термальный детонатор — мощная граната, которая поможет отыграть роль гренадера. Основная сложность при использовании этого оружия в том, как спроектировано большинство помещений игры: тесные комнаты, узкие коридоры с низкими потолками — все эти обстоятельства делают взрывы опасными для самого Катарна.
Имперское барабанное ружье — более мощное, чем семейство бластерного оружия. Но и заряды к нему попадаются не так часто, поэтому следует использовать эффективно.
Джеронский плавильный резак — необычное по конструкции четырёхствольное оружие. Использует тот же тип зарядов, что имперское барабанное ружье. Но мощность этого оружия очень пригодится против "толстых" противников. В частности, именно оно выручит при первых стычках с тёмными штурмовиками.
Противопехотные мины — есть два способа их использования: подрываются в течение 3 секунд после установки или срабатывают от датчика движения при приближении противника (также на локации могут быть мины, настроенные против Кайла Катарна, но не реагирующие на врагов). Можно попытаться устраивать ловушки и заманивать большие группы противников. Но всё же мины здесь — не самое удачное оружие.
Ручная мортира — эквивалент термального детонатора, но позволяет наносить удары на значительных дистанциях (по сравнению с ручным броском гранаты). Потребуется сноровка и осторожность в использовании.
Ударно-волновая винтовка — это оружие в руках врага попортит кровь и самому Катарну, так как сносит здоровье не смотря на энергетический щит. Чего уж говорить о его убойности против противников! За такую мощь расплачиваться приходится нехваткой зарядов, один выстрел потребляет 4 единицы заряда, да и ударная волна оружия может задеть Катарна, поэтому на коротких дистанциях не стоит хватать это оружие.
Штурмовая пушка — оружие самих тёмных штурмовиков, и очень хорошо помогает расправляться с ними. Альтернативный тип атаки использует ракеты, поэтому у этого оружия два вида боеприпасов: ракеты и плазменные картриджи. Специфичный недостаток пушки — она громоздкая и занимает много места на экране, сужая обзор с одной стороны.
Перестрелки с таким арсеналом получаются насыщенными и наполненными драйвом: стоять на месте не приветствуется, маневры очень помогут уходить от атак противника. Так как управление здесь было "тракторное" (привычное ныне сочетание клавиатуры и мыши будет позднее), то игроку помогает небольшая автокоррекция прицеливания. В общем, то же самое было в DOOM. Сложнее с врагами, которые оказываются наверху. Но тут на помощь приходят энтузиасты и их модификации. Проект DarkXL основан на движке XLEngine, он конвертирует знакомую игру в более красочное оформление, добавляя эффекты освещения и украшая картинку, плюс к этому — поддержка знакомого управления WASD+мышь, что позволяет ещё быстрее ориентироваться в игре и уж тем более отстреливаться от противников по вертикальной оси.
Побывать Катарну удастся во многих местах далекой-далекой галактики, даже в самой столице Империи на планете Корускант!..
У некоторых игр кривая сложности идёт плавно, а бывают и такие игры, где кривая скачет. Пожалуй, к Star Wars: Dark Forces это относится: первые две миссии можно будет пройти без особых проблем и справиться с местным лабиринтом тоже. А вот уже третье задание способно завести в тупик, к тому же придётся несколько раз возвращаться на исходную позицию, делая большой крюк. Это довольно занудно. Зато после этого лабиринта обычное боевое задание покажется весьма лёгким.
Ещё на некоторых заданиях будут встречаться небольшие головоломки: где-то надо подсмотреть коды доступа и набрать нужные знаки на экранах (по техническим причинам распознавать эти знаки не очень удобно), в других случаях предстоит возня с переключателями и кнопочками, бег до временно открытой двери.
Во время выполнения задания сохраняться нельзя, но у Катарна есть парочка "жизней", так что в случае гибели он возвращается к ближайшей точке от места происшествия. Это условие даёт в полной мере ощутить себя агентом на задании, и постараться действовать аккуратнее и осмотрительней: вместо дерзкого штурма напролом, как в DOOM, Star Wars: Dark Forces уже в 1995 году предлагает элементы тактики в шутере.
Чем ещё ценен Star Wars: Dark Forces, так это своей причастностью к уже ушедшей эпохе: развитие вселенной "Звёздных войн" на базе лишь первых фильмов, когда Республика и Клонические войны казались чем-то далёким, и о них лишь многозначительно упоминали. Художественный дизайн был более функциональным и не перегружен роскошными украшениями. В общем, всегда интересно посмотреть на другие "Звёздные войны".