«Мне нужен план! - Беги» - обзор Red Faction Armageddon
Почти сразу как появились видеоигры, люди стали сражаться с инопланетянами. Пришельцы нападали отовсюду, откуда только можно представить: с Луны, с Марса, со всех остальных планет солнечной системы (в том числе и с Земли, хотя в этом случае они не всегда были «пришельцами»), из других галактик, из других измерений. Складывается впечатление, что в далеком-далеком прошлом людской род прокляли и обрекли на вечную войну со всей остальной Вселенной. Хотя стоит заметить, что в большинстве случаев люди сами виноваты. Обязательно находится один или несколько умников, которые «случайно» открывают двери орде инопланетян. Обычно они умирают первыми.
История Red Faction растянулась уже на четыре игры. Началось все в 2070-ом году, на Марсе. Простой парень Паркер прибыл на Марс, чтобы спокойно поработать в шахтах, собраться с мыслями и подумать. Но работа оказалось сущим адом, а после шахтеров поразила еще и чума, от которой не было лекарство. В этот момент вспыхивает восстание, и Паркер свергает (не без помощи Красной Бригады, разумеется) тиранический режим корпорации Ультор. Далее началась борьба за нанотехнологии ученого Капека, работавшего на корпорацию Ультор и бесславного погибшего от руки Паркера во время восстания. Сумасшедший ученый проводил ужасные опыты, в том числе и на людях. Как позже выясняется, именно он и создал эту страшную чуму. Так вот, борьба за технологии. Порядка пяти лет разработки Капека переходили из рук в руки и в итоге попали к Оборонным Силам Земли. Действие второй части переносится на Землю. Теперь Красная Бригада воюет с Виктором Сопотом, главой ОСЗ.
Война не была особо успешной, и через 45 лет ОСЗ уже полностью взяли под контроль Марс. Теперь нам руками и, что немаловажно, кувалдой Алека Мейсона предстоит освободить Марс от тирании ОСЗ. На этот раз удача уже на нашей стороне, и вскоре Марс освобождается от власти Оборонных Сил Земли.
Надеюсь, вы не успели заскучать, потому что мы подошли вплотную к сюжету четвертой части Red Faction: Armageddon. Действие игры разворачивается спустя 50 лет после событий Guerrilla. Культисты по главе с Адамом Хейлом уничтожают Терраформирователь, устройство, ответственное за стабильность атмосферы планеты. После этой трагедии атмосфера на Марсе просто взбесилась, и жизнь на поверхности стала просто невозможной. Чтобы выжить, колонистам пришлось спуститься под землю. Через пять лет после уничтожения Терраформирователя Дарий Мейсон, внук Алека Мейсона, отправляется на свое очередное опасное задание: на раскопки в Храм Мародеров. И случайно открывает двери орде инопланетян.
Вопреки обычаю, Дарий не умирает и становится нашим альтер эго на ближайшие семь-восемь часов. За эти семь-восемь часов он пробежит, пройдет, проползет и порой и пролетит десятки километров подземных тоннелей, убьет сотни ползучих тварей, узнает немало интересного и, наконец, спасет людей Марса от неминуемой гибели. Дарий перепробует весь арсенал и научится валить башни одним ударом кувалды. А иначе как выжить в пещерах, кишащих ордами врагов?
После неудачного происшествия, в результате которого на просторы Марса вылезли гигантские жуки с отнюдь не добрыми намерениями, наш герой оказывается погребен под толщей земли. Разумеется, задача первостепенной важности – вернуться к своим товарищам и в идеале успеть предупредить их о грядущем вторжении пришельцев. Но пока наши товарищи – магнитная пушка, кувалда и М.С.О. – Модуль Ситуационной Оценки. Последний пройдет (хотя голос у этого модуля женский и очень приятный, стоит отметить) с нами всю игру, от начала и до конца. М.С.О. будет помогать нам советами и подсвечивать путь. Путь к спасению.
Главная фишка серии – несомненно, полная разрушаемость всего и вся. Мешает стена? Бах! Стена не мешает. В игре разрушимо все, кроме «ограничителей карты». Любое здание, любую стену, любой ящик – все можно сровнять с землей. Но Armageddon и тут смогла удивить игроков. Теперь можно не только разрушать, но и восстанавливать! На левой руке у Дария болтается специальный гаджет – нанокузня (Nano Forge). C помощью нее можно восстанавливать абсолютно все, что только что лежало в виде обломков (хотя, ради справедливости, стоит заметить, что уничтоженные зараженные здания восстановить нельзя). Стоит отметить, что подобная фишка была введена не только, чтобы похвастаться и привнести в игру что-то новое. Без нее была бы невозможной полная разрушаемость, как это странно ни звучит. Поскольку действия происходят в пещерах, тут и там очень много хлипких на вид конструкций из обломков былой цивилизации, которые разваливаются буквально от одного чиха. Не будь возможности восстанавливать все это, игроки бы просто замучались проходить игру. Монстр упал на мост и увлек его за собой? Извольте, проходите сначала. Люди бы такого не поняли. Немало помогает восстановление объектов в бою, позволяя отстраивать себе все новые и новые укрытия.
Но восстановление – не единственная возможность нанокузни. Дарий обладает также некоторыми «спецспособностями»: импульс, берсерк, шоковая волна, защитная сфера. Однако сразу всего этого у вас не будет. Думаете, я зря советовал разрушать все зараженные здания? Нет, из зараженных зданий Дарий получает наноэнергию. Ну, на самом деле, не только из них, в основном она разбросана по уровням в виде бочонков. Но в зараженных зданиях наноэнергии сразу много и быстро. Тратится наноэнергия на покупку улучшений вообще, не только спецспособностей. Например, можно увеличить максимум патронов или максимум здоровья. Новые улучшения открываются по мере прохождения кампании или волн мультиплеера.
К сожалению, Дарий может носить с собой лишь четыре пушки. Приходится выбирать, а выбор этот очень непрост. Что же взять, гранатомет или наногранатомет? Первый взрывает все: и врагов, и здания, и себя. Второй выпускает специальные наночастицы, которые не наносят урон зданиям. Но зато взрывные гранаты прилепляются к цели (будь то монстр или что другое) и взрываются уже по команде игрока, а наногранаты работают как классические «лимонки». Ракетница или плазмоган? Дробовик или штурмовая винтовка? Лазерные пистолеты или штурмовые пистолеты? Есть и совсем экзотичное оружие: генератор черных дыр. Им очень удобно поражать толпы врагов. В целом оружие Дария в основном "убойное", что способствует тотальным разрушениям.
Кампании хватает где-то на семь-восемь часов. Чем же заняться потом? Возможно, вы захотите пройти игру еще раз. Например, для того, чтобы собрать все аудиодневники, если не сделали этого во время первого прохождения. К сожалению, в оригинальной игре не предусмотрено субтитров для аудиодневников, и поэтому в русской версии от Буки дневники остались без перевода совсем. Но если вы хорошо знаете английский, то сможете узнать из них немало интересного о происходящем.
Мультиплеер – сугубо кооперативная составляющая игры. Хотя первые волны достаточно просты, их несложно пройти даже в одиночку, но дальше вас ждет настоящее пекло. Если солдаты будут бегать по одному, едва ли они долго проживут. Всегда стоит передвигаться как минимум по двое, чтобы в случае чего напарник помог подняться на ноги.
Словом, когда кампания пройдена, второй раз спасать мир уже лень, но хочется еще Red Faction – добро пожаловать в мультиплеер. В этом плане он выполняет возложенную на него задачу на все сто процентов.
Еще в игре есть режим «Разрушение». В нем вам предоставляется в распоряжение карта, полная всевозможных построек, и старая добрая кувалда. А также остальное оружие. Как можно догадаться, вам предстоит разрушить все. А если не все, то просто как можно больше. Разумеется, в этом режиме есть таблица рекордов, куда заносятся самые выдающиеся результаты. Проверите свои силы?
Впечатление от игры на треть зависит от ожиданий. Еще на треть от непосредственно получившейся игры. И последняя треть – это собственное восприятие происходящего. Понимать игру можно по-разному. Вот, например, как я указал выше, сразу после катастрофы Дарий оказывается глубоко под землей. Разумеется, надо срочно бежать обратно к своим, предупредить их о беде. «Ну, – думает игрок, – дело не хитрое. Сейчас я возьму свою любимую винтовку и пойду убивать монстров». Вы ничего не заметили? Он не бежит предупреждать своих о пришельцах, он идет в направлении лагеря в надежде убить как можно больше тварей. Я считаю, это в корне неверный подход. Пришельцев много, они жили под землей сотни лет. Их не получится убить всех из винтовки. И даже из ракетницы. И не потому, что разработчики сделали это невозможным (а они как раз сделали это возможным, и, я считаю, очень зря), а потому, что так не нужно делать. Я видел на форумах жалобы и недовольства: «Фу-у-у, игра слишком простая. Я убиваю всех монстров одной левой. А еще эти тупые коридоры, дайте мне открытый мир!». А вы представьте, что вы – Дарий Мейсон. У вас всего одна «жизнь», и в «Бастионе» (это база людей, куда, собственно, в начале и направляется герой) вас ждет девушка. У вас есть время по двадцать минут швырять монстров магнитной пушкой? Да и право, у вас есть время методично вырезать зону за зоной, отсиживаясь в укрытиях? Нет, этого времени попросту нет. Вы убиваете не потому, что хотите убивать, а потому, что это необходимо для спасения себя и других. Люди на первом месте, пришельцы – на втором.
Надо воспринимать игру как интерактивный фильм. Red Faction: Armageddon не задумывалась как GTA на Марсе, и не должна была быть такой. Это сюжетная игра, с хорошо продуманными уровнями и абсолютно линейным геймплеем. Войдите в роль Дария Мейсона, представьте, что это вы находитесь в заброшенных пещерах, кишащих жуками-людоедами. Вам страшно? Черт возьми, вам и должно быть страшно!