Помимо прошедшего на ВДНХ Игропрома, в октябре состоялся ещё один крупный российский фестиваль —
На подходе
Вид снаружи
Ночью
Впрочем, больший размах не удивителен, ведь фестиваль был посвящён не только игровой индустрии, но также анимации, кино, комиксам, косплею (причём самими косплеерами дело не ограничивалось), виртуальным ютуберам и вообще всему, что составляет современную поп-культуру.
По формату мероприятие было достаточно близким к Bubble Comics Con’у. Один большой зал, где расставлены различные стенды, одна сцена с ведущими, где проводили презентации, викторины, косплей-дефиле, выступления спикеров и даже трансляцию матча по Mobile Legends (финал турнира Mobile Legends: Bang Bang Fan Fest Cup).
О Комикс Коне напоминала и «Аллея авторов». Это был ряд стендов справа от сцены, где можно было купить или почитать комиксы, купить или полюбоваться плакатами, подушками и прочими сувенирами, купить или оценить фотографии косплееров в амплуа известных персонажей. Как следует из названия, продавали продукцию именно её авторы. Так что можно было расспросить сценаристов комиксов о сюжете, источниках вдохновения и прочих интересностях. Художники могли нарисовать вам скетч по заказу. Исключением были косплеерши, которых стоило скорее ловить в зале.
Все фото косплееров тут!
Среди комиксов я заметил знакомые обложки. Это
Плюс, сам комикс (по крайней мере те фрагменты, что я прочитал) свёрстан так, что приходится перечитывать, чтобы понять, кто что сказал и к чему относятся те или иные замечания. Прыжки во времени между страницами, затрудняющие понимание (совсем как в первом сезоне «Ведьмака» от Netflix) прилагаются. Даже если далее по сюжету и поднимаются более глубокие темы и вопросы, я считаю что хороший автор должен стараться облегчить понимание, а не наоборот.
Впрочем, так или иначе свою аудиторию Molot Harcorp нашли. Более того, большинство их комиксов объединено в одну вселенную. Но при этом предлагают разные жанры — «Голод» больше про эпические драки, «Паша Техник» больше про чёрный юмор, «Панелька» — что-то экзистенциальное.
В противовес авторскому, слева от центральной сцены был ряд стендов с продукцией по мотивам мэйнстрима. Фигурки героев популярных аниме, подушки и открытки с ними же, футболки со всякими мемными надписями, накладные ушки… Был даже магазин сладостей и стенд, где можно было заказать паровой коктейль, который прямо на месте сделает бармен из таверны «Лисья нора» (косплеящий Тому из Genshin Impact, дабы не выделяться).
В центре зала основную площадь занимали аж несколько стендов от Университета «Синергия», организаторов фестиваля. Каждый был посвящён отдельному факультету — анимации, комиксам, киберспорту. Можно было подойти, узнать о программе обучения, попробовать себя в рисовании и других активностях, стать участником лотереи (среди призов скетчбуки и бесплатные курсы). И главное, на каждом стенде были халявные сладости.
А если вас мучил не голод, а жажда и усталость, на стенде «Мира танков» выдавали халявные энергетики «Торнадо». Ну, почти халявные — надо было зарегистрироваться на сайте. А ещё на стенде проводили викторину при помощи приложения MyQuiz – для неё надо было иметь доступ в Интернет. Ну и конечно же на стенде была сама игра, хотя я не знаю давали ли что-то за участие или победу.
Было также несколько стендов от фанатских сообществ. На них можно было купить сувениры по соответствующим вселенным, сфотографироваться с персонажами, а также поучаствовать в различных активностях. Девушки из Fate Inc предлагали в своём шатре пройти небольшой квест, включающий сборку паззла и расшифровку послания. На стенде «Коллегии Чумных Докторов» играли в «овцы и волки» (правда я не понял, на приз или просто так). «В далёкой-далёкой галактике» можно было собрать собственный световой меч (правда из простой пластиковой трубки, рукояти и цветного скотча, но зато было несколько цветов на выбор и собранный вами девайс оставался у вас).
Также, думаю, заслуживает упоминания стенд Mobile Legends: Bang Bang – игры, которая является эквивалентом League of Legends и Dota 2 на мобильных платформах. На стенде можно было сфотографироваться и пообщаться с самыми разными людьми, имеющими отношение к проекту — ютуберами, косплеерами, профессиональным комментатором. В воскресение, когда на сцене проходил финал упомянутого MLBB Fan Fest Cup, на стенде были даже члены команды-победительницы.
Мне, правда, как человеку запускавшему MLBB всего пару раз незадолго до фестиваля, подобное было не очень интересно. Зато как человеку собирающему всякий лут, мне понравилась сумка-шоппер, которую удобно носить как в руке, так и на плече и складывать туда всё. Сумки раздавались бесплатно, в начале дня спонсором стенда и самого турнира по MLBB, компанией
Возвращаясь к основной сцене. Довольно большую часть программы занимали выступления «спикеров». Это были люди из различных областей индустрии развлечений, которые рассказывали о состоянии рынка в целом, но также и о проектах, которыми они руководят. Например, директор интернет-магазина mir-kubikov.ru рассказал, как менялся ассортимент продаваемых им игрушек и сувениров по мере того как менялись вкусы любителей кино, анимации и игр. А руководитель игрового направления Университета «Синергия» посвятил свою «лекцию» игровой индустрии в целом и наиболее востребованным в ней навыкам в частности. Оно и понятно — ведь ему надо завлекать народ на обучение.
И Маленькому принцу для любителей классики литературной
Михаил Пименов - директор игрового направления Университета "Синергия".
Были также «спикеры» калибором поменьше. Или побольше, если считать по аудитории, которая у них есть на YouTube. Да, со сцены выступали ютуберы, аниматоры, косплеер со стажем Mrs. Oladushka рассказывала о своём становлении в профессии и кое-какие секреты для тех, кто хочет сам попробовать себя в этом деле. Пригласили даже нескольких Ви-тюберов, правда не в живую — обладатели виртуальных аватаров рассказывали о своей профессии с экрана, так сказать не выходя из образа.
Некоторые гости после выступления уходили на небольшой стенд справа от сцены, где у них можно было взять автограф или сфотографироваться с ними.
Всё общение (даже с директорами) было живым, в конце была возможность задать вопросы из зала. Поэтому всё прошло в дружественной и непринуждённой атмосфере. Я, например, лично в первый день поучаствовал в мастер-классе по придумыванию сюжетов, а во второй половине того же дня задал несколько вопросов участникам панели «Нет игр — нет жизни». Любопытно, что в ней участвовали представители трёх команд разработчиков совершенно разного класса — Lesta Games (занимается поддержкой массовых игр, вроде «Мира танков»), Morteska (инди-студия из Перми) и АНО-Грамма (разрабатывает игры на правительственный гранты).
Пожалуй, единственным выступлением, которое меня разочаровало, была лекция об исследованиях способов взаимодействия феномена компьютерных игр – как компонента современной культуры. Её спикер читала по бумажке, по-моему даже не всегда понимая о чём идёт речь. Да и сама лекция была по больше части посвящена какому-то музею, где собрали всякий абстракционизм с интерактивом, который понятен только «знатокам высокого искусства». Хотя возможно во мне говорит предубеждение о «высоком искусстве» в целом.
Ну, и раз уж речь зашла о негативном. Викторины на сцене были довольно однообразны. Те, которые проводил собственно ведущий Fan Fest даже содержали одни и те же вопросы. Так что в будущем организаторам следует разнообразить репертуар. Возможно даже включить в программу не только викторины, но и какие-то другие конкурсы, как это делалось на Игромире и Bubble Comics Con.
Очень огорчило то, что игра «Буки» от студии АНО-Грамма в первый день вообще не работала, да и потом загруженный на стенде билд был явно не доделан и забагован. Хотя стоит заметить, что вины организаторов фестиваля и самой студии тут нет. За всё был ответственен программист, который оказался недоступен именно в последние недели перед релизом.
И ещё Wi-Fi не всегда нормально работал, даже при том что у меня был доступ к пресс-роутеру. Для выставки, где есть довольно много активностей требующих доступ в Интернет это недочёт. Всё-таки не у всех сейчас есть безлимитный доступ в Интернет через сотовую сеть.
Вообще, несмотря на огрехи, Fan Fest в Live Arena мне понравился. Там были и развлечения, и халява, и конкурсы-квесты, и возможность задать вопросы представителям индустрии (либо независимым контент-мейкерам). Иными словами, активность на любой вкус.
Конечно, среднестатистическому игроку или фанату комиксов не имело смысла мотаться на выставку все три дня. Но вот сходить на конкретного «спикера», чтобы потом ещё развлечься на каком-нибудь стенде — это определённо неплохой досуг для того, кто интересуется поп-культурой, не важно играми ли, комиксами, или анимацией.