Offworld Trading Company. Часть 1. Гайд по общим правилам игры
Offworld Trading Company – это очень интересная экономическая стратегия, цель которой – стать единственным бизнесменом на Марсе, построив мощную компанию и скупив пакеты акций конкурентов. В игре нет военных действий, только экономические средства борьбы. И это потрясающе круто! Здесь есть кампания (достаточно скучная) и битва на отдельных картах, как с ИИ, так и по сети. Именно в отдельных картах скрывается вся прелесть данной стратегии. Экономическая модель игры такова, что на высоком уровне сложности проигрываешь регулярно, пока не поймешь основные принципы игры, которые, даже пройдя подробный туториал, остаются скрытыми в тени. Как правильно играть, чтобы победить? Об этом я и хочу рассказать в данном посте.
1. На старте мы можем выбрать один из 4 штабов, каждый из которых имеет свои преимущества, и связанные с ними особенности игры. В процессе игры мы развиваем свой штаб с 1 по 5 уровень, для повышения уровня каждый раз необходимо иметь определенное количество тех или иных ресурсов. На каждом уровне нам дают определенное количество заявок (на последнем уровне сложности игры – дают 3 заявки за каждый уровень штаба). За каждую заявку можно построить одно любое предприятие.
2. В начале игры мы начинаем сканировать территорию Марса, чтобы найти место, где будет заложен наш штаб. То же самое делают и наши конкуренты. Кто первым сел на выбранное место, того и тапки… Этот этап крайне важен, т.к. неправильно выбранное место – это 100% гарантия проигрыша. На планете некоторые плитки содержат различные ресурсы (редко на одной плитке могут быть 2 ресурса). Малое количество ресурса – 1 кубик, среднее – 2, большое – 3 кубика.
Количество плиток с ресурсами каждого типа ограничено, поэтому наша задача – постепенно захватить все то, что необходимо для полноценного развития. Для каждого штаба есть 2 базовых ресурса: главный, который должен напрямую примыкать к штабу, его должно быть 3 плитки (неплохо, если одна из них будет с 2 или 3 кубиками); второстепенный – это всегда алюминий, 1 клетка с 3 кубиками, расположенная неподалеку.
3. При выборе места для Перерабатывающего штаба главным ресурсом будут являться 3 плитки карбона; для Научного – 3 железа; а вот для Механизированного и Экспансивного штабов идеальным было бы место, где рядом находятся 2 смешанных плитки (железо+алюминий), плюс еще одна плитка с железом.
4. Из дополнительных условий, которые не всегда возможны, и гнаться за ними не надо, стоит упомянуть наличие в относительной близости хотя бы 3-4 плиток воды. И совсем здорово, если неподалеку будет возвышенность, где можно будет размещать ветряные электростанции, т.к. там они генерируют больше электричества.
5. Обычно мы строим по 3 предприятия одного типа и стараемся ставить их «треугольником». В этом случае выработка с каждого из 3 заводов\карьеров возрастает на 75%.
6. В игре огромное значение играет время, т.е. скорость возведения каждого из уровней штаба (всего их 5). Понятно, что невозможно на каждом этапе быть первым (некоторые штабы изначально отстают на начальных уровнях), но к созданию 5 уровня при правильном развитии вы должны прийти не менее, чем вторым, иначе победить будет проблематично.
7. Как уже говорилось, в этой игре все крутится вокруг ограниченных ресурсов и постройки на них шахт и заводов для получения товаров, которые можно продавать. Радует, что производственные цепочки здесь короткие. Для всех предприятий нужна энергия. Она вырабатывается: 1) ветряной турбиной (круглосуточно, при этом объем энергии выше, если турбина стоит на возвышенности), 2) солнечной батареей (вырабатывает электроэнергии больше, чем турбина, но работает только в дневное время); 3) геотермальной электростанцией (много энергии, но «дорого» для постройки на начальном этапе, строится только на соответствующей плитке «геотермальный источник» и является частой целью для диверсий со стороны конкурентов).
8. Очень важный ресурс – вода. На большинстве карт она добывается с помощью водяных насосов из соответствующих водяных плиток (иногда попадаются ледники, из которых также можно добывать воду, но они встречаются на редких картах). Вода используется для производства продовольствия в тепличных фермах, а также кислорода и топлива в электролизных генераторах.
9. Есть другие первичные ресурсы – железо, карбон, алюминий, кремний, строя на которых соответствующие заводы, карьеры и шахты, мы сможем их добывать и использовать дальше. Так, алюминий и карбон\кремний требуются для постройки всех видов электростанций; из железа добывается сталь, необходимая ряду штабов для повышения своего уровня; из карбона и кремния на соответствующих заводах производится стекло, а из алюминия и карбона – электронные схемы. Последние 2 продукта очень прибыльные, но производятся нами уже на поздних уровнях, при этом они нужны штабам для повышения на каждом уровне. Ну и нельзя не упомянуть завод, производящий из карбона и топлива химикалии – крайне важный продукт, необходимый для работы патентного бюро и центра оптимизации.
10. Кстати, необходимо упомянуть, что все штабы, за исключением Механизированного, постоянно потребляют воду, продовольствие и кислород (чем выше уровень, тем больше).
11. Возвращаясь к скорости: если предприятие не примыкает непосредственно к штабу (или прямо, или через цепочку других предприятий – это неважно), чтобы товар попал туда, используются специальные транспортники, которые потребляют энергию и топливо. Чем дальше предприятие находится от штаба, тем медленнее идет доставка продукции. На поздних этапах можно будет открыть крайне важное исследование телепортации, позволяющее мгновенно доставлять всю продукцию в штаб без использования транспортников.
12. Итак, мы что-то построили и начали производить продукцию. В любой момент мы можем продать излишки для получения наличности. В левой части карты мы видим своеобразную таблицу – рынок, где отображена вся наша текущая ситуация по каждому продукту. В каждой строчке после эмблемы продукта указано, какой у нас прирост данного продукта (конечно, если мы что-то построили, чтобы его производить). Плюс означает, что после всех наших внутренних потреблений определенное количество остается на складе для продажи (цифра имеющегося на складе товара находится правее). Минус означает, что нам не хватает товара для своих внутренних нужд, и он автоматически закупается на рынке Марса в счет долга по текущей цене. Цена – крайний правый столбик. На верху таблицы – имеющаяся наличность, под ней – размер нашего текущего долга.
13. Долг – это очень хитрая штука. С одной стороны, в начале игры, когда у нас практически нет никаких предприятий, мы можем существовать, только приобретая ту же энергию или продовольствие «в долг», т.е. в кредит. Также периодически правительство Марса устраивает аукционы (например, покупка заявки или плитки с ресурсом). Выигрывая аукцион, мы дополнительно увеличиваем свой долг. И он постепенно растет, поскольку на него, как и на любой кредит, начисляются проценты. Обратная сторона медали – чем выше уровень долга, тем ниже рейтинг акций нашей компании и выше начисляемые проценты! Все начинают с рейтинга ААА, далее АА, потом А, а затем все последующие буквы алфавита, вплоть до Д. Д – это «мусорные» акции, которые практически ничего не стоят, поэтому их легко скупить конкуренту. Имея подобный рейтинг (при долге от 130 тысяч), мы лишаемся возможности пользоваться черным рынком (о нем ниже). Т.к. оценка нашего рейтинга происходит ежедневно в 24 часа «марсианского» времени, старайтесь до этого момента что-то предпринять для погашения части долга, если рейтинг ваших акций Д.
14. Чтобы закончить с акциями, скажу, что победа в данной игре и заключается в покупке акций всех конкурентов. Изначально каждое предприятие имеет акции, разделенные на 10 пакетов. 2 пакета уже есть в собственности компании, а остальные 8 находятся в свободной продаже. Покупать за раз можно не менее 1 пакета, но если предприятие к имеющимся 2 своим пакетам прикупило еще 3 и в итоге владеет 5 – это означает, что у него блокирующий пакет акций, купить который можно только целиком, а это уже не так просто. Таким образом, с одной стороны, мы должны постепенно купить себе блокирующий пакет, чтобы защититься от конкурентов, а с другой, стать победителем, скупив все пакеты акций всех конкурентов. Текущая цена и рейтинг акций – в правом верхнем углу карты.
15. Возвращаясь к купле\продаже товаров. Самостоятельно продать товар мы можем с помощью кнопки «минус», купить – «плюс». При этом экономическая модель абсолютно реалистична. Допустим, у вас излишек любого товара в 100 штук по цене 100 космобаксов за единицу товара. Вы радостно потираете руки, нажимая «продать», и думаете, что получите 10000 космобаксов… А вот и нет, полученная сумма намного меньше. Закон рынка – продажа оптом дешевле. Верно и наоборот – купить товар однократно оптом выгоднее, чем за несколько попыток, главное, чтобы хватило наличных средств. При этом на текущую цену активно влияют действия конкурентов. Например, вы «копите» какой-то товар, чтобы разом все продать и получить ту сумму, которая вам необходима для дальнейших инвестиций, наблюдаете, как растет цена… Сейчас-сейчас, думаете вы, еще плюс 5 пунктов цены, и я буду продавать… Еще +5 пунктов…И вдруг… цена резко падает. Что такое? А это просто конкурент опередил вас и сам выбросил на рынок аналогичный товар. И вам уже совсем невыгодно продавать свой товар, и вопрос дальнейших инвестиций под большим вопросом… Поэтому тактическое планирование здесь также очень важно.
16. Вы думаете, на этом экономические тонкости закончились? А вот и нет! Ведь у нас есть Черный рынок! В правом нижнем углу есть 7 ячеек – 7 различных инструментов воздействия на конкурентов. Для каждой игры они генерируются по-разному. Обязательное условие – первой должна быть ячейка «Дать взятку». Это необходимо, чтобы покупать дополнительные заявки для строительства. Без этой кнопки вы никогда не сможете построить свою империю. Поэтому, если ее нет на старте, лучше перезагрузитесь.
17. Общие правила пользования Черным рынком: можно использовать любой его «инструмент» один раз в 90 секунд, если у вас есть деньги (и рейтинг ваших акций лучше, чем Д). После каждого использования конкретной диверсии (вами или конкурентами), ее цена возрастает, поэтому число использований каждого инструмента, в принципе, ограничено. Черный рынок предлагает массу возможностей: например, можно захватить предприятие конкурента на 90 секунд с помощью мятежа (очень классная возможность, если конкурент раньше вас построил, например, патентное бюро или орбитальный рынок) и пользоваться им как своим все это время; можно динамитом взорвать чужое предприятие; можно необратимо снизить до минимума «число кубиков» любого ресурса на любой плитке; можно «заморозить» на определенное время блок предприятий конкурента, прилегающих друг к другу (поэтому не стоит строить только непрерывные цепочки заводов и шахт); можно защитить свое стратегически важное предприятие (обычно орбитальный рынок) командой головорезов – в этом случае, если на него нападут, атака будет отбита, вы узнаете, кто это пытался сделать, и получите данную диверсию в свое использование бесплатно. Возможностей масса, и грамотное использование Черного рынка – обязательная часть вашей стратегии.
18. Начиная с 4 уровня штаба, когда у нас уже есть достаточно мощная компания, мы можем получить доступ к 5 важным зданиям в игре, каждое из которых может значительно повлиять на исход баталии. Например, патентное бюро – в нем с помощью химикалий мы открываем разные исследования, которые сильно меняют нашу жизнь. О телепортации я уже говорил выше. Можно открыть и другое исследование, которое СОЗДАЕТ ресурс на изначально пустой плитке, если она прилегает к другой плитке, уже имеющей данный ресурс. Очень часто во второй половине игры из-за диверсий сокращается добыча воды, но это не страшно. Открыв упомянутое исследование, мы строим (при наличии свободной заявки, конечно) водяной насос на пустой плитке, рядом с плиткой, где изначально была вода, и пожалуйста – у нас появился новый водный ресурс!
19. Центр оптимизации – тоже очень важное здание, позволяющее с помощью химикалий увеличить производительность уже построенных предприятий. На поздних этапах игры это крайне необходимо, т.к. заявок всегда не хватает, потребности в ресурсах растут, конкуренты стараются уничтожать наши ресурсы, и только увеличение мощностей не позволит нам опять скатиться в долговую яму.
20. Орбитальный рынок – самое крутое здание с точки зрения получения прибыли. С его помощью мы отправляем товары на орбиту и продаем по значительно более высокой цене, чем на Марсе. Открыв вкладку данного здания (она, как и все вкладки всех 5 зданий, находится правее таблицы рынка), мы сразу увидим, на какой продукт самая высокая цена на орбите – его мы и будем там продавать! Очень часто бывает, что суммарные продажи на орбите (которые обычно делаются на 5 уровне Штаба) оказываются в целом выше, чем все продажи на Марсе!
21. Развлекательный центр и Хакерская сеть. После постройки Центр позволяет получать чистую прибыль без дополнительных расходов, если разместить его в основном городе колонии. Однако чем больше центров строится, тем меньше прибыль с каждого из них. Ну а Хакерская сеть позволяет искусственно повышать\понижать цены на товары. Признаться, только это здание я практически не использовал в своих играх, т.к. моя стратегия строилась на 4 остальных.
22. На этом обзор общих правил игры закончен. Во 2 части я подробно остановлюсь на том, каковы особенности игры за каждый из Штабов и что конкретно необходимо делать на каждом этапе развития Штаба.
Продолжение следует….