Один из самых любимых сюжетов Стивена Кинга выглядит так: ночью писателю снится кошмар, утром автор старательно конспектирует свой страшный сон на бумаге, в обед сдает будущий бестселлер в типографию, вечером становится знаменитым, а следующей ночью кошмары приходят снова — но теперь уже наяву. Та же идея лежит в основе психологического экшен-триллера Alan Wake от финской студии Remedy, авторов криминальной дилогии Max Payne. |
Кошмар на улице Уэйка
Молодой и талантливый новеллист Алан Уэйк пишет лучшие в Америке ужастики. Его любят все — преданные читатели, мастистые критики, красавица-жена. Супруга у Алана такая, что с тещей лучше и не знакомиться: заснув рядом с этой женщиной, он видит одни кошмары. Своим успехом он обязан именно своим страшным снам, ведь ночные ужасы служат писателю источником вдохновения: проснувшись, Уэйк пишет по мотивам своих видений первоклассные триллеры. Но однажды муза изменяет герою — жена бесследно исчезает. Вместе с ней пакуют чемоданы прибыльные кошмары, оставляя Алана один на один бессонницей, стремящейся перерасти в паранойю. |
Тот факт, что книжные ужасы Кинга часто переносят на широкий экран, Сэма Лэйка (сценариста Alan Wake и человека, с которого в свое время рисовали Макса Пэйна) не смущает. «Наша история во многом перекликается с романами Стивена Кинга, но мы собираемся превратить классический триллер в голливудский блокбастер», — говорит Сэм. Журналистов «Игромании», впрочем, не проведешь — не Кингом единым. Тихий американский городок Брайт Фоллс Remedy явно одолжила у сериала «Твин Пикс» Дэвида Линча. Сюжетный ход с исчезновением любимой и появлением девушки, которая очень на нее похожа, взят из Silent Hill 2. Кража книги — прямая цитата из фильма «Тайное окно», снятого по тому же Кингу. О том, что в провинциальной глуши водится древнее зло, догадывался еще Говард Лавкрафт. Ну а манеру наделять своих героев говорящими фамилиями Remedy переняли у Антон Палыча Чехова, не иначе.
А горы здесь тихие...
Существование (жизнью это назвать уже нельзя) Алана Уэйка отныне делится на «до» и «после» заката. Дневное время проходит в неспешном ритме «adventure» — игрок исследует Брайт Фоллс и прилегающие к нему территории, общается с NPC и пытается понять, что же с ним происходит. Когда на город опускается тьма, игра меняет личину, и перед нами предстает фирменный экшен от Remedy. Вид от третьего лица, заряженный револьвер — те, кто играл в Max Payne, поймут, остальным еще не поздно выучить матчасть. Задача Алана — выжить. Как и в DOOM III, его главным оружием станет луч фонаря. Монстры традиционно не переносят свет, и на этом древнем правиле строится одна из главных фич игры: стесненный в боеприпасах Алан делает своим оружием сам окружающий мир, за интерактивность которого отвечает вездесущий Havok 2.0. Окружающий мир в долгу не останется: капризная погода будет влиять на видимость, баллистику и управляемость транспортных средств.
На роль Алана Уэйка разработчики пригласили стопроцентно натурального финского актера. Мы со Станиславским уже верим. | Точно такой же мост имеется в радиоактивном «Сталкере». Но Alan Wake определенно краше. |
Alan Wake насыщен скриптовыми сценками, однако самое страшное, подобно TheSuffering, будет происходить в прямом эфире: срабатывает триггер, вокруг героя начинают твориться невообразимые вещи, но действие не застывает, мы продолжаем двигаться, стрелять и пугаться. Алан прыгает в воду и обнаруживает себя в кровавой луже, бежит по улице города и оказывается в каком-то лабиринте, падает в пропасть и просыпается на лужайке перед маяком. Обстановка постоянно меняется, и нам остается только гадать, какие события происходят в Брайт Фоллс взаправду, а какие — лишь плод больного воображения Уэйка.
Красота по-американски
Графический движок Alan Wake настолько хорош, что компания ATi назначила игру «лицом» своих будущих hi-end-видеокарт. За что такая честь? Alan Wake с фотографической точностью воссоздает американскую глубинку — тихий провинциальный городок, опоясанный цепью гор и окруженный лесами. Говорят, Брайт Фоллс выглядит настолько правдоподобно, что янки на Е3-презентации аплодировали стоя. Огромный мир Alan Wake существует без дозагрузок локаций — дорожных знаков «loading» на местных хайвеях попросту нет. Зато есть птицы и звери — редкие гости в компьютерных играх. |
Если же говорить на сухом языке технологий, то Alan Wake — это объемные и мягкие тени, динамичный рендеринг, реалистичное освещение, пиксельные шейдеры последней версии, модный блум там, где он нужен, всамделишная вода, интерактивность в рамках физического движка Havok и современная техника лицевой анимации.
Технологическое великолепие имеет свою темную сторону: игра заточена под последние чипы от ATi, (вроде недешевого R520), а огромные просторы, на которых вы не встретите ни одной таблички «loading», подразумевают как минимум один гигабайт оперативной памяти.
И последний штрих — в Е3-трейлере звучала музыка прославленного композитора Анджело Бадаламенти, автора нескольких композиций из саундтрека Fahrenheit (он же писал музыку для линчевских фильмов «Малхолланд драйв» и «Твин Пикс»). Если его треки прозвучат и в самой игре, эта музыка будет вечной, поверьте.
Фильм, фильм, фильм!
Будь мы Антоном Логвиновым или, на худой конец, Джерри Брукхаймером, то обязательно бы сняли по Alan Wake телесериал в духе «Секретных материалов» или «Твин Пикс». Но в Remedy думают иначе: первого марта прошлого года, когда Alan Wake уже был на девятом месяце девелопмента, компания зарегистрировала домен |
* * *
Alan Wake — одна из тех игр, которые вы хотите увидеть во сне. Графические технологии завтрашнего дня или даже послезавтрашнего утра. Инновационный геймплей на стыке GTA и Silent Hill. Мистический сюжет, стирающий грань между сном и явью, хорошо проработанный главный герой. Без пяти минут гениальный Max Payne как гарант качества будущей игры...
Но не все коту день защиты зверей — будущее Alan Wake не так безоблачно, как хотелось бы вашим покорным синоптикам. У игры по-прежнему нет точной даты релиза. На протяжении двух лет Remedy оплачивает счета Alan Wake из собственного кармана — несмотря на обилие протянутых рук и разбитых сердец, достойный издатель до сих пор не найден. Разработчики не унывают и примеряются к системе онлайн-дистрибуции Steam от Valve. Обязательно будет и розничная версия, но коммерческий успех под вопросом. Alan Wake — игра безрассудно авторская и слишком арт-хаусная.
------------------------------------------------------------------------------------------
Немного скриншотов и видео из игры.